ЭкоТех
603028
Россия
Нижний Новгород
ул. Московское шоссе 52Е
8 (831) 2-621-851
ЭкоТех

Законодательство в сфере водоотведения

Для получения коммерческого предложения заполните опросный лист. Специалисты компании «ЭкоТех» ответят Вам в ближайшее время!

      Справочная информация по водоотведению для промышленных предприятий.

          1. Все абоненты, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых сточных вод которых составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения, будут обязаны в срок до 01.01.2019 года осуществить следующие последовательные действия:

- установить нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, и в целях их выполнения;

- утвердить план плана снижения сбросов по согласованию  с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления и территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор, содержащий в качестве  мероприятий по снижению сбросов – мероприятия по строительству новых, реконструкции, модернизации и техническому перевооружению действующих систем оборотного и бессточного водоснабжения, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, а также централизованных и локальных очистных сооружений, установок по очистке сточных и (или) дренажных вод;

- установить лимиты допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов;

- обеспечить очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения.

Обоснование:

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 N 230 утверждены категории абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

К таким категориям относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (при условии, что среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения).

При этом, лимиты на сбросы устанавливаются при наличии у абонентов утвержденного плана снижения сбросов, согласованного в установленном порядке с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический надзор (ч. 2, 3 ст. 27 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"), а нормативы допустимых сбросов абонентов не должны превышать нормативы допустимых сбросов, установленные для объектов централизованных систем водоотведения (за исключением случаев, если проектной документацией очистных сооружений организации, осуществляющей очистку сточных вод, предусмотрено удаление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов из сточных вод, принимаемых от абонентов) (ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").

В соответствии с п. 42 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" такая обязанность должна быть исполнена организациями, отнесенными к категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, в срок до 01 января 2019 года.

Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" лимиты на сбросы устанавливаются для объектов централизованных систем водоотведения при наличии у организации, эксплуатирующей указанные объекты, плана снижения сбросов.

Требования к планам снижения выбросов установлены Постановлением Правительства РФ от 10.04.2013 N 317 "Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади", в качестве мероприятий по снижению сбросов указаны мероприятия по снижению сбросов - строительство (включая проектирование) новых, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение действующих систем оборотного и бессточного водоснабжения, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, а также централизованных и локальных очистных сооружений, установок по очистке сточных и (или) дренажных вод.

В силу ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в целях соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов абонентов такие абоненты обязаны обеспечить очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения.

Таким образом, все вышеуказанные положения действующего законодательства обуславливают необходимость разработки и создания локальных очистных сооружений организациями, отнесенными постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 N 230 к категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

 

 Ответственность за не исполнение вышеуказанных норм действующего законодательства:

 

Не исполнение вышеуказанных обязанностей такими организациями будет иметь для них крайне негативные последствия, в частности:

 

- отсутствие у абонента плана снижения сбросов в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, либо неисполнения абонентом плана снижения сбросов, является основанием для прекращения или ограничения водоотведения (транспортировки сточных вод) (пп. 4 ч. 3 ст. 21  Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"), а в случае не устранения данных нарушений в течение 60 дней со дня прекращения или ограничения водоотведения – односторонний отказ организации, осуществляющей водоотведение, от исполнения заключенного с таким абонентом договора водоотведения (ч. 6 ст. 21  Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении");

- неоднократное грубое нарушение абонентом нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, является основанием для организации, осуществляющей водоотведение, от исполнения заключенного с таким абонентом договора водоотведения (ч. 7 ст. 21  Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении");

- негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения и осуществление сбросов в центральную систему водоотведения с нарушением нормативов по составу сточных вод влечет увеличения платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения и взыскание платы за осуществление сбросов в центральную систему водоотведения с нарушением нормативов по составу сточных вод (при этом помимо существующих коэффициентов, установленных Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, п. 5 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены дополнительные, как понижающие, так и повышающие коэффициенты от 0 до 100);

- невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с ст. 8.41. КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;

- причинение вреда окружающей среде подлежит возмещению в полном объеме (ст. 29 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").

 

 

2. Все предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности, в процессе которых ими осуществляется  сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, обязаны вносить плату за вредное воздействие на окружающую природную среду.

Обоснование:

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" все предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности, в процессе которых ими осуществляется  сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, обязаны вносить плату за вредное воздействие на окружающую природную среду.

Установлено два вида базовых нормативов платы:

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

При этом, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

 

 Ответственность за не исполнение вышеуказанных норм действующего законодательства:

 

Не исполнение вышеуказанных обязанностей такими организациями будет иметь для них крайне негативные последствия, в частности:

 

- негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения и осуществление сбросов в центральную систему водоотведения с нарушением нормативов по составу сточных вод влечет увеличения платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения и взыскание платы за осуществление сбросов в центральную систему водоотведения с нарушением нормативов по составу сточных вод (при этом помимо существующих коэффициентов, установленных Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, п. 5 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены дополнительные, как понижающие, так и повышающие коэффициенты от 0 до 100);

- невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с ст. 8.41. КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;

- причинение вреда окружающей среде подлежит возмещению в полном объеме (ст. 29 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").

 

 

3. Государственная поддержка хозяйственной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды

        3.1. Затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду подлежат вычету из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.

    В силу ч. 1 ст. 17. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государство оказывает поддержку хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях охраны окружающей среды.

В соответствии с  п. 11, 12 ст. 16.3. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"  из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование в том числе следующих мероприятий:

- проектирование, строительство, реконструкция централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод;

- установка автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод.

Данные мероприятия должны быть включены в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.

Затраты, указанные в пункте 11 настоящей статьи и не учтенные при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отчетном периоде, могут быть учтены в последующие отчетные периоды, но не более чем в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности. 

         3.2. Осуществление мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду дает право лицу, их осуществляющему, на получение инвестиционного налогового кредита.

       В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"  государственная поддержка деятельности по осуществлению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду осуществляется в том числе посредством предоставления налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

В силу п. 1 ч. 1 ст. 67 НК РФ осуществление организацией мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных п. 4 ст. 17 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", является основанием для предоставления такой организации инвестиционного налогового кредита.

К мероприятиям, предусмотренным п. 4 ст. 17 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в частности относятся:

- проектирование, строительство, реконструкция централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод;

- установка автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод.

 

3.3. Осуществление мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду дает право лицу, их осуществляющему, на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственная поддержка деятельности по осуществлению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду осуществляется в том числе посредством выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.